Вот и дошла очередь до вопроса создания карт глубины. Недавно меня спросили, — на сколько сложно научиться рисовать карты глубины? На что я ответил, что каждый может научиться это делать, кто хоть немного знаком с фотошопом и держал в своей жизни кисть или карандаш. На самом деле бывают ситуации, когда создание карты глубины бывает еще проще, без всякого рисования. Опустим случаи с автоматическим созданием с помощью программ из стереопар и т.д. Начнем прямо с фотошопа. Но перед этим напомним, что карта глубины, это черно-белая маска в которой предметы отображены в градиентном виде. Принцип прост — чем ближе находится к нам предмет или его часть, тем светлее должна быть эта область, чем дальше — тем темнее.
Иногда попадается сюжет, где предметы освещены так, что после некоторого преобразования его самого можно использовать в качестве карты глубины. Бывает достаточно перевести изображение в чернобелый формат, а иногда инвертировать, убрать контрастность и вуаля — карта глубины готова.
Но как быть, когда мы работаем не с одним слоем, а с несколькими. И каждый из них должен содержать карту глубины? Да и сами слои довольно зачастую бывают сложны. Здесь нужен особый подход. А если учесть, что по мере создания карты глубины, а точнее после ее создания, вы столкнетесь с массой "подводных камней" — то вам просто необходимо прочитать эту статью.
Сегодня мы будем рассматривать создание стереоизображения с использованием программы PSD3DConverter, которая позвляет работать с множеством слоев, содержащих свою собственную карту глубины. А для примера мы возьмем обычное плоское изображение. Для того, чтобы возникло больше вопросов, а этого мы и добиваемся, возьмем картинку посложнее.
В начале нам нужно будет обрисовать кистью выделения все объекты по очереди и создать из них отдельные слои. После чего следует зарисовать за ними образовавшиеся дыры. Начнем с самого первого слоя — фона. Вот так он будет выглядеть после подготовки.
Вставим теперь слои заднего плана. Следует отметить, что те области, которые будут перекрываться слоями переднего плана необязательно зарисовывать полностью.
Ну и как же наш персонаж обойдется без своей Нейтири, куда же без нее. Вставляем лик очаровательной Нейтири и делаем его полупрозрачным, чтобы ее физиономия на скрывала от нас красоты самой Пандоры.
И это не сложно? — скажите вы. А я вам ничего не обещал по отношению создания слоев. Разговор был о рисовании карт глубин. Вот этим сейчас и займемся. Итак мы подошли к вопросу данной статьи. Что касаемо фона, то он у нас не несет 3D информации и мы его оставляем в покое, т.е. для него карта глубины не требуется. Начнем с висящих скал. Выделим одну из скал — удерживая Ctrl выделим нужный слой в свитке Слои,
затем ниже свитка нажимаем кнопочку с кружком — "добавить встроенную маску" — у нас появляется маска с темным фоном и белой выделенной областью. Для редактирования удерживая клавишу Alt нажимаем на маске в свитке Слои. После этого берем и затемняем края слоя, в даном случае скалы, а потом немного и его центральную часть.
Так поступаем со всеми скалами и добираемся до вертолетов. Раскрашиваем их примерно вот так:
Создав карты глубин для всех слоев заднего плана, а они не столь существенны, иногда для них можно и не создавать карты глубин вообще, так как они не главные в композиции, да и находятся вдалике, — переходим к переднему плану. Здесь можно поступить немного иначе. Чтобы вы понимали где что находится — где руки, где крылья и т.д. мы после выделения слоя скопируем его в буфер обмена (Ctrl+C), только затем нажимаем кнопку "добавить встроенную маску", преходим в редактирование маски через Alt+нажатие на пиктограму самой маски в свитке Слои. Снова выделяем слой и вставляем изображеие из буфера обмена (Ctrl+V). У нас в выделенное место поместилось чернобелое изображение того самого слоя. Затем мы должны убрать контрастность изображеия и затемнить его. Это удобно сделать с помощью коррекции Яркость/Контрастность. Теперь с помощью кисти затемнить/осветлить мы рисуем карту глубины не забывая где должны быть светлые, а где темные области. Нажав на нижний рисунок можно увеличить его и посмотреть более подробно.
После небольшой тренировки вы увидите, что ничего сложного здесь нет. Для Нейтири, хоть она и полупрозрачная, можно также нарисовать карту глубины. Берем те же кисти затемнения/осветлегия и, после копирования и вставки из буфера, в созданную для этого слоя маску изображеия этого же слоя, дорисовываем карту глубины.
Имея готовый PSD файл загружаем его в PSD3DConverter и выставляем для каждого слоя свое значение, определяющее его положеие относительно плоскости стереоокна. Не следует устанавливать для фона значение более 50-60 %, а для переднего плана более -20 — -30%. Также можно установить для каждого слоя степень интенсивности карты глубины.
И напоследок некоторые тонкости. Иногда, уже при просмотре стереопоследовательностей, можно заметить, что края у некоторых слоев как бы пилообразные, рвутся или имеют эфект "ветра". Причина этому — резкая смена контрастности между слоем и фоном. Если у слоя край вынуждено очень светлый, то следует участок фона вокруг него также осветлить. Т.е. фон не обязательно должен быть черным, он сможет быть и темно-серым. Главное, чтобы он не был светлее самого слоя, точнее соприкасающихся с ним областей. Также бывает, что после вставки изображеия из буфера обмена в выделенную область, появляется белый контур. Его следует убрать. Это делается либо с помощью простого закрашивания или с помощью сужения на пару пикселей области выделения с последующей инверсией выделения. Таким образом можно выделить только черный фон и белый контур, после чего вы можете закрасить его, не боясь попасть на область с самим изображением маски.
Так что дерзайте. Лично у меня на преобразование всей картинки, от нарезания на слои до непосредственного кодирования под линзовый растр, ушло около 2 часов. И ровно столько же времени ушло на написание этой статьи. Если возникли вопросы — задавайте их ниже в комментариях. Будем разбирать вопросы вместе.
Если используется Photoshop для нарезки слоев и рисования карт глубины, то в нем же можно и посмотреть результат и закодировать под растр. Просто необходимо 2D слои преобразовать в 3D и назначить им соответствующие карты. Примеры можно посмотреть вот здесь: http://russellbrown.com/3D.html
К сожалению у меня Фотошоп CS5 Extended, а для него на сайте предоставлена только МАС версия, так что я не могу проверить. Примеры же на странице отсутствуют, страницы нерабочие. В любом случае, обсуждение было не как посмотреть результат, а как нарисовать карту глубины. Но все равно спасибо за информацию, многим читателям возможно будет интересно.
там получается только под растр 40lpi ??? или я не правильно понял?
Где там?
Странно, я проверил, у меня все открывается. Может у Вас не установлен QuickTime Player? Фотошоп у меня тот же. Операционка -Windows XP.
Я имел ввиду ссылки с примерами. А сама утилита дается для МАС а не для Windows
Umm, are you relaly just giving this info out for nothing?
Your post has moved the debate forward. Thanks for srhaing!